Минфин пытается сократить экспорт дизельного топлива

Министерство финансов предлагает изменить ставки акцизов на дизельное топливо, с тем чтобы насытить российский рынок более качественной продукцией. Для этого чиновники хотят понизить ставки акциза на дизтопливо класса "Евро-5" и, наоборот, повысить для менее качественного "Евро-4". В теории это должно заставить нефтепереработчиков увеличить производство "Евро-5" и частично переориентировать его поставки с внешнего на внутренний рынок. Об этом сообщают Известия.

В распоряжении "Известий" оказалась копия документа с расчетами Минфина к совместному с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) совещанию, которое прошло в начале августа. Мероприятие было посвящено вопросам ценообразования на внутреннем рынке товарных топлив. По информации Минфина, 60% произведенного в России дизтоплива "Евро-5" уходит на экспорт, а внутри страны продается топливо более низкого качества, причем российский покупатель вынужден переплачивать по сравнению с европейским. Поэтому Минфин предложил увеличить разницу в размере акциза между классами дизеля. C 1 июля текущего года ставка акциза на дизельное топливо класса "Евро-4" составляет 5,1 тыс. рублей за 1 т, на дизель "Евро-5" — 4,5 тыс. На дизель "Евро-3" — 5,86 тыс. рублей за 1 т. То есть разрыв между акцизами за дизель "Евро-3" и "Евро-5" составляет 1360 рублей.

В качестве удачного примера приводится ситуация с бензином, где разница в акцизах на "Евро-3" и "Евро-5" достигает 4 тыс. рублей, что стимулирует компании производить более качественное топливо и продавать его прежде всего в России, а не гнать на экспорт.

Как следует из расчетов Минфина, доля потребления бензина "Евро-5" с начала 2012 года неуклонно растет. Если в I квартале 2012 года из 8,36 млн т бензинов доля "Евро-5" составляла лишь 0,3%, то через год она увеличилась до 54% от общего количества товарных бензинов (исходя из объема в 8,74 млн т в квартал). В то же время доля потребления дизельного топлива "Евро-5" внутри страны растет медленнее: в I квартале 2012 года она составляла 9,2% из 7,64 млн т, а через год — 39% от общего количества проданного на внутреннем рынке дизеля (исходя из объемов 7,76 млн т).

На АЗС цена дизельного топлива "Евро-3" и "Евро-5" практически не отличается, в то время как цена экспортной альтернативы пока ниже, чем цена нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для внутреннего рынка на этот вид топлива. В январе текущего года, по информации из документа Минфина, 1 т дизельного топлива "Евро-5" внутри страны на НПЗ стоила 28 960 рублей, при поставке на экспорт — 28 895 рублей, в июне 2013 года — 28 869 рублей за 1 т на внутреннем рынке и 26 853 рубля при поставке на экспорт.

По сообщению источника в Минфине, осенью планируется провести совещание под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова на тему ценообразования на внутреннем рынке дизельного топлива. Собеседник отметил, что на уровне вице-премьера планируется получить одобрение схемы изменения дифференциала акцизов, и тогда Минфин будет готов сделать предметные расчеты. Сейчас же обсуждаются различные варианты корректировки ставки акциза. В частности, предлагается понизить акциз на дизельное топливо "Евро-5", немного поднять акциз на дизель "Евро-4", оставив акциз на "Евро-3" на прежнем уровне, поскольку по нему строится ценообразование на этом рынке. Возможно, вся линейка акцизов будет проиндексирована пропорционально, но с расчетом увеличения разрыва между ставками акцизов на дизельное топливо "Евро-3" и "Евро-5".

Официальный представитель "Лукойла" заявил, что инициатива Минфина будет способствовать стимулированию производителей качественного топлива. Источник в другой крупной нефтяной компании считает, что нововведение поможет нефтяникам, вырабатывающим преимущественно "Евро-5", окупить свои затраты на модернизацию заводов и стимулирует их к насыщению внутреннего рынка дизтопливом "Евро-5". А проиграют от новых акцизных схем компании, у которых модернизация НПЗ еще в процессе, например "Сургутнефтегаз".

По данным ИГ "Петромаркет", за первое полугодие 2013 года было произведено 34,9 млн т дизтоплива, из них дизтопливо "Евро-5" составило 38% (13,3 млн т). На экспорт ушло 6,6 млн т этого вида дизеля (50%). При этом доля производства дизельного топлива "Евро-3" составила 12,3 млн т, 40% этой доли ушло на экспорт (7,8 млн т). Доля "Евро-4" на рынке дизельного топлива — всего 11% от общего количества производства, причем всего 4% его объемов идет на экспорт. По данным ЦДУ ТЭК, отгрузка на внутренний рынок дизельного топливо класса "3" и выше за семь месяцев с начала года упала на 7,4%, или 1,2 млн т по сравнению с началом года. При этом "Лукойл", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и "Газпром нефтехим Салават" экспортировали больше дизтоплива, чем отгружали на внутренний рынок.

По оценке замначальника отдела анализа и маркетинговых исследований ИАЦ "Кортес" Александра Шкурина, любое изменение акцизной политики на дизельное топливо приведет к росту стоимости на внутреннем рынке сразу всей его линейки. По его мнению, по итогам реализации мер Минфина по корректировке акциза производство и реализация дизельного топлива "Евро-5" может вырасти, однако его экспорт останется все равно на высоком уровне, так как внутренний рынок просто не нуждается в таком количестве дизеля, которое производят отечественные НПЗ. Ведь большинство автомобилей все-таки потребляют бензин (около 80% общего числа автопарка в стране).

Директор по развитию бизнеса независимого агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов полагает, что по итогам снижения акциза на "Евро-5" цены на дизельное топливо внутри страны не вырастут и не упадут, снизится лишь размер экспортного паритета. При этом маржа производителей дизеля "Евро-5" вырастет, что позволит таким компаниям быстрее окупить свои инвестиции в модернизацию НПЗ.


гадания на картах